Основные направления деятельности надзорных органов МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом новых форм и методов работы
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 января 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении положения о государственном надзоре в области гражданской обороны», приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».
В соответствии с Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 1418 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказом МЧС России от 14.06.2016 № 323 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в целях обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Органами, осуществляющими государственный надзор в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются:
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице Департамента надзорной деятельности и профилактической работы;
структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
территориальные отделы (отделения, инспекции, группы).
Во исполнение директивного письма МЧС России в целях снижения избыточного административного давления, оказываемого на предприятия и граждан при осуществлении надзорных мероприятий, а также повышения эффективности деятельности надзорных органов МЧС России, в рамках внедрения риск-ориентированного подхода были определены объекты (субъекты) надзора в отношении которых необходимо осуществлять надзорные мероприятия, а также определена периодичность проведения плановых проверок в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Надзорные мероприятия в области гражданской обороны проводятся в отношении следующих объектов:
- Государственные корпорации и организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне – периодичность проведения плановых проверок не чаще 1 раза в 3 года.
- Организации, на балансе которых находятся объекты гражданской обороны– периодичность проведения плановых проверок не чаще 1 раза в 3 года.
- Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органа, иные органы власти – периодичность проведения плановых проверок не чаще 1 раза в 5 лет.
Надзорные мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся в отношении следующих субъектов:
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие критически важные объекты и потенциально опасные объекты, а также входящие в состав функциональных подсистем РСЧС – периодичность проведения плановых проверок не чаще 1 раза в 3 года.
- Органы исполнительной власти, Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, государственные корпорации и организации, уполномоченные на создание функциональных подсистем РСЧС– периодичность проведения плановых проверок не чаще 1 раза в 5 лет.